Детей много не бывает / Про стихи и детей.

    

   Мои дети стихи любят. Читают сами, наизусть, и непрограммные  тоже. И десятки за "наизусть" в школе у нас у всех. Думаю я, это потому, что меня вовремя научили, как в этом детям помочь.
 Расскажу - вдруг кому-то окажется полезным.
 Давать учить стихи читающему ребенку "с листа" самому можно не раньше, чем через год после того, как мы с ребенком начали учить стихи вместе. Но год - это, скорее, для тех детей, которые впервые учат стихи в школьном возрасте (бывает-бывает. Я видела 14-летних детей, которые впервые учат стихи). А дошкольники хорошо бы, чтобы учили именно так все дошкольное детство. 
 Теперь нужно рассказать, откуда я это взяла и почему поверила:

 В 18 лет я студенткой педстационара попала волей обстоятельств в школу-интернат № 5. В то время там работал коллектив совершенных корифеев от педагогики. Мне просто сказочно повезло с началом педагогической работы. В то время, как в подавляющем большинстве педколлективов Минска молодых, тем более, студентов, просто съедали (это я потом узнала) - со мной эти люди, средним возрастом за 50, возились не меньше, чем с самими детьми. Порой и больше.
 У "моих" детей там учителем-словесником была Рема Львовна Рузова. Чем-то похожая одновременно на Фаину Раневскую и Татьяну Пельтцер (от Раневской в ней было больше  ), с низким мягким контральто, она плыла по классу, как корабль, наизусть рассказывая, декламируя, пропевая целые страницы . Не боялась отступить от программы. Дети, которые у нее учились (интернат!) были по отношениям с русской словесностью ближе к ученикам царскосельского Лицея, чем к детям из обычных общеобразовательных школ. Она курила. Я, в то время даже не умевшая дышать рядом с курящими, забивалась к ней в учительский туалет, чтобы, в клубах дыма, послушать Мандельштама, Сашу Черного, Ходасевича - и Бальмонта, Баратынского...
 Вот именно Рема Львовна и рассказала мне, как она учит стихи со своими внуками-двойняшками, составлявшими главное счастье и вдохновение ее жизни, к сожалению, уже завершенной.
 Прежде, чем ребенок сможет учить стихи, его надо научить находить ритм, мелодию поэтических строк. Именно поэтому не подходят ребенку, какими бы детскими они ни были, плохо скроенные стихи, которыми так грешат свежеизданные яркие книжки. Подходят только те, которые имеют качество поэзии. (к слову - Барто - это качественные детские стихи, а цикл "Звенигород" у нее - самый талантливый). 
 Прежде, чем начать учить стихи с ребенком, нам необходимо самим услышать, нащупать, осознать структуру поэтических строк. Поэтому сначала прочитываем про себя, готовимся.
 Затем, "словив волну", читаем ребенку полностью.
 Читаем каждую строку с тем, чтобы ребенок повторял ее за нами, стараясь сохранить нами поданный ритм и мелодию.
 Читать ребенку стихи надо так, как будто от качества этого дела зависит наша...ну, например, карьера. От этого и в самом деле многое зависит. Например - будет ли ребенок в состоянии получить то удовольствие, которое несет в себе хорошая поэзия, хоть когда-нибудь. И  - станет ли он читать их своей девушке под звездами и своему ребенку-младенцу, укачивая его под мерный плеск хороших стихов и одновременно вводя в сокровищницу родной речи.
 После повторения ребенком каждой строчки - спать. (учить лучше вечером).
 Назавтра повторяем стихи полностью сами - и, прочтя попеременно с ребенком по строчке, читаем  - по две. Ребенок старается воспроизводить две строчки по памяти. Все.
 На третий вечер - полностью мы, а с ребенком по строфе. Если не удается повторять целую строфу после ее прочтения - помогаем, начиная ее.
 На четвертый вечер ребенок, чаще всего, прочтет стихи полностью. Ориентир - по строфе на каждый год жизни ребенка. Это значит, что на четвертый вечер таких занятий (не больше 10 минут 4 вечера подряд, чаще - 4-5 минут) 6-летний ребенок рассказывает с сохранением ритма и выражения 6-строфное стихотворение.
 Если не получилось:
 В подавляющем большинстве случаев виновата нетренированная память. Я не нашла средства тренировки памяти лучшего, чем игра "мемори". Двойные карточки с рисунками. У нас последняя - с репродукциями хороших картин, изданная Третьяковкой  Есть и целый набор игр для тренировки памяти, но, думаю, их все знают (например - набор предметов, который нужно запомнить за несколько секунд просмотра и ,отвернувшись и повернувшись снова, определить, что исчезло, добавилось или изменило положение).

  Знаю, что немногие со мной согласятся, но все равно скажу: мне представляется, что человек, который слышит хорошую поэзию, тем более - человек, пишущий стихи - организован сложнее и тоньше, чем человек, который этой возможностью пренебрег. Мне вообще музыка и стихи видятся инструментами настройки интеллекта.

 
родительское
  • Lapka, 12.03.2018 15:21 #
    +1
    1
    Так учила с сыном. И искренне удивлялась, почему учитель задает выучить наизусть стихотворение и не читает его вслух. Хорошо, что у меня есть опыт и смогла ребенку донести шаг стиха. А если некому показать?
    ответить на комментарий
    • fostermama, 12.03.2018 15:25 #

       Вот! Та самая Рема Львовна, о которой я здесь рассказала - читала стихи сама обязательно, но, ещё, каждый раз, рассказывала что-то такое, что у меня тогда дети, с которыми я работала, ( я у них была воспитателем и забирала после школьных занятий, оставаясь с ними с двух дня до отбоя - 22 вечера) учили стихи как подарок - с удовольствием и без стеснения за это. Хотя в остальном в интернате, скажем так, не самые романтичные дети )
      ответить на комментарий
  • Elena-Leopold, 12.03.2018 15:37 #
    +1
    1
    Я согласна с Вами.  С рождения убаюкивала сына, рассказывая ему стихи. Тогда ещё много помнила и всё, что помнила, то и рассказывала. Причём, это были абсолютно взрослые стихи, большей частью, классика, выученная ещё  в школе. Любимым у сына было "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." - без него ни одно укладывание не обходилось) А вот колыбельные в моём исполнении он не любил (как чувствовал, что матери медведь на ухо наступил)))))  С заучиванием стихов нам повезло. Сын запоминал их с одного прочтения. А как только научился сам бегло читать к 4 годам - полностью отказался от моих услуг. Очень любил стихи Ирины Токмаковой. Её книжка "Ходит солнышко по кругу" - одна из его первых и любимых. Бережно храню для внуков)) 
    ответить на комментарий
    • fostermama, 12.03.2018 16:03 #
      +1
      1
       И мои Токмакову в раннем детстве очень любили )) И - именно из-за одноименного со всем сборником стихотворения - стали уделять внимание звукам. На магнитофон не записывали, конечно, в те времена их уже и не было. Но, я помню, что до того, как читали и учили это стихотворение - такого интереса ко звукам - не было )
      ответить на комментарий
  • Joy, 12.03.2018 22:36 #
    +1
    1
    Согласна с теми, кто считает праматерью поэзии ритуальные танцы, возможно, c бубном)) Все здесь: и ритм, и слышимая только тебе мелодия, и возможность станцевать сольную партию) Мемори из Третьяковки - конгениально!
    ответить на комментарий
    • fostermama, 12.03.2018 22:40 #

       У нас оттуда не только мемори )) Они изумительные детские игры придумали))    
      ответить на комментарий
      • Joy, 12.03.2018 22:49 #
        +1
        1
        Спасибо, будет чем себя побаловать)
        ответить на комментарий
Ответить автору поста
fostermama
116 постов
Последние комментарии
Lapka
elina
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}