Детей много не бывает / Много мыслей про образование ребёнка

   

   
Про важность стратегии и второстепенность тактики:

    В любом долговременном проекте, совсем не только в образовании ребенка, важно понимать, чего мы хотим в лучшем случае по завершении этого проекта. Что хотим получить, как результат, и, самое главное - для чего.
   Это очень трудно - научиться честно отвечать себе на подобные вопросы. Потому, что душа каждого человека, любого, всегда стремится к добру и стыдится зла. И почти невозможно признаться себе в том, что в образовании детей нас часто интересует не то, как ребенку с этим образованием будет житься всю долгую жизнь, а то, какими родителями мы выглядим сегодня перед совершенно чужими людьми, с большинством из которых мы через небольшое время расстанемся навсегда и больше никогда не увидимся.

    Но, если этому не научиться, то весь огромный проект - образование ребенка - будет построен на зыбучих песках родительской лени, самооправдания, честолюбия, гордыни и желания иметь побольше за чужой счет. В случае образования - сдать ребенка туда, где "научат получше" и заниматься приятными себе делами, возложив на ребенка ответственность за успеваемость, а на школу - за качество образования.
 Мне представляется, что для успешного образования потомства, родители могут воспользоваться общеизвестными добродетелями и механизмами в качестве подсказок и ориентиров для того, чтобы не сбиться с маршрута.
 Только прежде, чем я, наконец, их перечислю, вернусь к началу:
 Стратегический план. То, что является целью во всей этой внутренней родительской работе. Отвечаем себе на вопросы: для чего ребенку образование и какое именно нужно, если цель - действительно та, что мы себе придумали.
 Что нужно для успешного осуществления проекта? 
 В первую очередь - это и есть первое и главное в том, что родители могут сделать для образования своих детей - честность.
 Список вопросов не ограничивается двумя начальными. Он продолжается все время образования. 
 Почему я не знаю и не умею того, что уже знает и умеет мой ребенок?
 Согласился ли бы я на такой (подставить нужное в разные моменты времени) - труд, режим, объем, и.т.п
 Для чего именно это мое требование? Что я хочу из этого получить для ребенка? Для себя? Для реноме нашей семьи? Для будущего всех перечисленных?

   Если получится научиться честно отвечать себе самому на такие вопросы - появляется возможность увидеть настоящую цель образования нашего ребенка с точки зрения родителя. И, когда стратегическая цель понятна - выстроить наиболее прямой путь к достижению этой цели.
 Что еще понадобится на этом пути? 

   Ответственность. Как умение не пытаться переложить ни на кого обязанность отвечать за результаты своего выбора. Как умение продумывать ход событий в результате решения на несколько шагов вперед и не одним вариантом. И как готовность разделить со всеми участниками процесса любой результат
пропорционально взятой на себя доле ответственности при планировании именно такого "маршрута".

   Трудолюбие. Как готовность отказаться от того, чем хочется заниматься самому в пользу грамотной и разумной (об этом дальше) помощи ребенку. Как умение заставить себя "оторвать ..." и работать  в жизни не меньше, чем требуется от потомка. Но и как умение видеть разницу между трудом, который никому, кроме тебя не нужен - и трудом, который настоящая помощь.

   На этом - задержусь:
 Многим людям знакома ситуация, которая называется "помощь родителям". Такая долговременная игра, часто растягивающаяся на десятилетия и заканчивающаяся только со смертью людей. Взрослые уже люди ездят, к примеру, на дачный участок к родителям одного (а то и двоих, помоги им Господи) супругов - и делают строго то, что скажет хозяин (хозяйка) дачи. 

   Таким образом выращиваются колоссальные количества чего-то, что невозможно потребить сразу - и это перерабатывается в консервы, которые "надо съесть".

   Ладно, если это натуральный сок. Это еще и ежедневные огурчики-помидорчики с уксусом, варенье, едящееся и пьющееся ежедневно и  выращивающее поколение за поколением диабетиков в отдельно взятой семье и очень много того, что естся без удовольствия (ну не любят люди заготовленные неправильно, но быстро смородину, крыжовник или что экзотическое, вроде артишока), только потому, что "не пропадать же".

    Почти у каждого из этих "рабов семейной плантации" был момент, когда появлялось желание что-то сделать по-новому. Самому - и совсем не так, как родители. И чаще всего жестокие репрессии в виде пожилой женщины с поджатыми губами, выдергивающей неправильное что-то из того места, где она "уже подготовила все" для чего-то правильного не заставляют себя ждать.

    Маме, которая стоит в неудобной обычному человеку из-за неестественного положения головы для долговременного кровообращения, позе в течение всего светового дня и всем своим страдальческим видом побуждающая встать рядом и детей, вряд ли стОит говорить ребенку о пользе образования. Потому, что или образование ей оказалось недоступно (не при царе Горохе ж она росла) - или не помогает прокормиться образование-то.

    Другое дело - если это мамино хобби. И она никого к этому не принуждает. Или если такая работа занимает даже не половину всего времени, а меньше - и остается много на что еще. Я как раз о маме, которая, отстояв головой вниз дневную вахту каждый летний день самых длинных каникул когда она не на работе, потом валится от усталости перед экраном с сериалом и вся семья понимает, кто кормилица и как надо жить.

    Так вот: трудолюбие родителя, именно такое, как хотелось бы от детей и в умственном труде в том числе - необходимо для образования ребенка.

     Доброта. Я забыла про нее, для себя я ставлю ее на третье место. Доброта, которой не видно. Не сюсюканье и не поблажки. Не уступчивость эгоистки, которой неохота заниматься истерящим ребенком, которому она уже порядочно отравила душу своими разрешениями чего угодно, "лишь бы он ко мне не лез" (вслух это не говорится, но сути этот факт не меняет). 

    Доброта, которая вмещает в себя и честность, и ответственность, и трудолюбие. Такая, в которой важнее, как будет житься ребенку, когда он вырастет, чем как будет прямо сейчас мне.

    Честность, ответственность, доброта и трудолюбие - как четыре ножки для стола, каждая необходима для равновесия, ни одна не заменит другую. 

    Следующий блок из трех помогающих вещей я себе не представляю ножками стола. Скорее, тем, что на столе находится для работы (тоже не начнешь, пока стол пустой  )

    Планирование:

    Взрослый человек в состоянии представить себе и долговременные цели, и промежуточные. Мне нравится планирование по нисходящей: сначала - стратегическая цель (для чего образование моему ребенку, чем именно призвано помочь, какое для этого нужно)

    За ней - планирование на год, опираясь на школьную программу и то, что, помимо школьной программы хотелось бы дать ребенку (хорошо бы в этом году попробовать заниматься танцами, какими, для чего; спортом, каким, для чего; музыкой, какой инструмент, для чего, техническим моделированием, рукоделием..)

    И - план на неделю. (на день - я только в голове держу, а все остальные у меня прописаны в ежедневнике вместе с расписаниями, репертуарами, телефонами касс и т.п.)

    Есть один момент, который не очень легко дается: план нужно выполнять, иначе он не работает 

    За планированием - креативность. Творческое. В применении к образованию ребенка - это иногда волшебная палочка. 

 Это много что, на что способен каждый родитель,  даже закладки на веревочках в каждый учебник и сшитые обложки помогают учиться .Или, например, такие стихи для запоминания английских неправильных глаголов:

Я в буфете buy-bought-bought (покупать)
Первоклассный бутерброд,
За него я pay-paid-paid, (платить)
В классе в парту lay-laid-laid (класть)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что сосед его умнет.
И теперь мне очень грустно -
Smell-smelt-smelt он очень вкусно! (пахнуть)

Глянь, рогатку Баламут
В свой кармашек put-put-put (положить)
И begin-began-begun (начинать)
Хулиганить хулиган!
Он подушку cut-cut-cut, (резать)
Брата в ванной shut-shut-shut, (закрывать)
Все газеты light-lit-lit, (поджигать)
Собачонку hit-hit-hit. (бить)
Он соседу ring-rang-rung (звонить)
И, конечно, run-ran-run. (бежать)
И совсем не think-thought-thought, (думать)
Что милиция придет.

Dig-dug-dug мы огород, (копать)
Come-came-come туда народ. (приходить)
Мы сказали: "Go-went-gone, (идти, уходить)
Это вам не балаган".

Мы с врагами fight-fought-fought, (драться, сражаться)
Их в ловушку catch-caught-caught. (ловить, поймать)
День удачу bring-brought-brought, (приносить)
Мы награду get-got-got. (получать)

Если зайцев bite-bit-bitten, (кусать)
Не давать им eat-ate-eaten, (есть)
Они скоро learn-learnt-learnt (учиться)
Лихо спички burn-burnt-burnt. (зажигать)

Если друга meet-met-met, (встречать)
Его крепко keep-kept-kept. (держать)
Ну, а если lose-lost-lost, (терять)
То того он cost-cost-cost. (стоить)

Самолеты fly-flew-flown. (летать)
Наши дети grow-grew-grown. (расти)
Ну, а ветер blow-blew-blown, (дуть)
Обо всем он know-knew-known. (знать)

Дед и бабка find-found-found (находить)
Пса породы бассет-хаунд.
Очень близок старикам
Пес become-became-become. (становиться)
Give-gave-given дед ему (давать)
Дорогую бастурму -
Надо ж псину feed-fed-fed (кормить)
Чем-то вкусным на обед!
Себе же сала и котлет
Старики не let-let-let. (позволять)
Нынче бабушка и дед
Жизнь другую lead-led-led: (вести)
Дед с улыбкой дремлет в ванне,
Бабка dwell-dwelt-dwelt в чулане, (обитать)
Пес в кровати lie-lay-lain, (лежать)
Бегать псу, наверно, лень.

Мы break-broke-broken старый дом - (ломать)
Очень скучно было в нем.
Новый дом мы draw-drew-drawn, (рисовать)
Build-built-built - и заживем. (строить)

Show-showed-shown быстрей мне свет! (показывать)
Светит солнце или нет?
"Shine-shone-shone, - ответил ты. - (светить)
See-saw-seen до темноты". (видеть)
Say-said-said и повтори: (говорить)
"Swim-swam-swum мы до зари, (плавать)
Spring-sprang-sprung с тобой мы в воду (прыгать)
Невзирая на погоду".

Read-read-read ученый кот (читать)
Дни и ночи напролет.
Tell-told-told и sing-sang-sung (рассказывать) (петь)
Небылицы по ночам.

Я ride-rode-ridden очень рад (ехать верхом)
Leap-leapt-leapt на маскарад. (скакать, прыгать)
Если маску take-took-taken, (брать)
Вы mistake-mistook-mistaken, (ошибаться)
Не узнаете меня
И не стащите с коня.

Spell-spelt-spelt любое слово. (произносить по буквам)
Speak-spoke-spoken его снова. (говорить)
Sweep-swept-swept из избы сор, (заметать)
Hang-hung-hung в избе топор. (вешать, висеть)
Throw-threw-thrown гранаты ловко, (бросать, выбрасывать)
Set-set-set на пол винтовку, (ставить, устанавливать)
Shoot-shot-shot прицельно, метко, (стрелять)
Только не убей соседку.

Lend-lent-lent врачу копейку: (одалживать)
Он mean-meant-meant купить индейку, (иметь в виду, подразумевать)
Sell-sold-sold ее за трешку, (продавать)
Send-sent-sent друзьям матрешку. (посылать)

Hear-heard-heard оркестр прекрасный, (слышать)
Feel-felt-felt испуг напрасный, (чувствовать)
Fall-fell-fallen не стремись, (падать)
Rise-rose-risen и разберись. (подниматься, вставать)
Wear-wore-worn перо на шляпу. (носить)
Write-wrote-written для нас кантату. (писать)
Have-had-had простой девиз, (иметь)
Win-won-won солидный приз. (выигрывать).

Drink-drank-drunk ужасно много (пить)
Наш соседский дядя Гога,
Он forget-forgot-forgotten (забыть)
Про семью и про работу,
Потому что have-had-had (иметь)
Он ужасно много бед.
Он такое do-did-done, (делать)
Когда очень сильно пьян!
Как-то раз он fall-fell-fallen(падать)
Прямо с нашего балкона,
Write-wrote-written на стене, (писать)
Ride-rode-ridden на слоне, (ехать верхом)
А однажды break-broke-broken (ломать)
В нашем доме восемь окон,
А недавно bite-bit-bitten (кусать)
У подъезда тетю Виту.

Я sleep-slept-slept и вижу сон: (спать)
Только что я bear-bore-born. (родиться)
Stand-stood-stood веселый поп, (стоять)
Толоконный его лоб!
Shake-shook-shaken бородой, (трясти)
Рассуждает сам с собой:
Сей ребенок strike-struck-struck, (ударять)
А, быть может, sink-sank-sunk. (тонуть)
Spend-spent-spent он время зря, (проводить)
Freeze-froze-frozen его я. (замораживать)
Leave-left-left я край родной. (покидать, оставлять)
Choose-chose-chosen дом другой, (выбирать)
О котором dream-dreamt-dreamt, (мечтать)
А теперь уж hold-held-held. (владеть)
Если ты уж wake-woke-woken, (просыпаться)
Drink-drank-drunk простую воду, (пить)
Do-did-done свою зарядку, (делать)
Make-made-made прополку грядки. (делать)
Drive-drove-driven машину споро. (водить)
Hide-hid-hidden еще не скоро. (прятаться, прятать)
Никому не hurt-hurt-hurt, (причинять боль)
Там, глядишь, и повезет.

Клад искал один чудак,
Целый месяц dig-dug-dug, (копать)
Find-found-found наконец (находить)
Металлический ларец
И, конечно, think-thought-thought, (думать)
Что богато заживёт.
Take-took-taken он топор (брать)
И сорвал с ларца запор.
Перед тем, как открывать,
Go-went-gone домой поспать, (идти)
И всю ночь во сне чудак
Drive-drove-driven кадиллак, (управлять, водить)
Eat-ate-eaten ананасы (кушать, есть)
И копчёные колбасы,
Fly-flew-flown в облаках, (летать)
Keep-kept-kept свой клад в руках, (держать)
Spend-spent-spent на ветер деньги, (тратить)
Build-built-built себе фазенды.(строить)
Но awake-awoke-awoken (просыпаться)
Он ни слова speak-spoke-spoken, (говорить)
Run-ran-run во весь опор, (бежать)
Find-found-found в ларце...топор (находить)

Пол метлой я sweep-swept-swept, (мести, подметать)
Дом в порядке keep-kept-kept

    И  - последнее, и самое важное для успешности процесса, потому, что даже при отсутствии честности мы не теряем движения (теряем, правда, вектор), а без учета этого последнего - травматичность и зажатость нарастают - и , рано или поздно, или находят выход в сугубо асоциальных поступках, или вгоняют в депрессию и лишают возможности двигаться, парализуют. Это можно видеть в случаях с молодыми еще людьми, которые спиваются, и (или) не хотят работать, и (или) игнорируют потребности близких, пользуясь близкими для удовлетворения потребностей собственных, и (или) ненавидят - правительство, "эту страну", соседей или даже родителей.

    Последняя, важнейшая составляющая успешного образования - право на ошибку и на отказ от деятельности. Да, даже от математики. И это совсем не означает, что мы на первый писк "не хочууу!!!" должны протягивать ребенку пульт от развлекалова. Это значит, что право на отказ должно быть и последствия этого отказа, если не сработали многочисленные возможности родителей сделать так, чтобы отказа не было, должны неотвратимо наступить. И чем раньше они (последствия) наступят - тем лучше для детки.

    Это именно в рамках этой составляющей мы, почти с каждым ребенком, переживаем откат в успехах, иногда на двойки с десяток, да, когда, отучившись с дитятком первый год, ставим его на собственные ножки в деле выполнения домашних заданий. У ребенка или есть право на то, чтобы нести ответственность самому - или механизм получения удовольствия от познания будет сломан.

    Часто дети нуждаются совсем не в помощи по учебе. Во внимании и тепле от родителей. Но другого способа получить это внимание - нет. К большому горю - часто мы отзываемся на просьбу "помочь" в учебе только потому, что пресловутые оценки чада - для нас - оценки нашей родительской состоятельности. А потребность во внимании к  тонкому и незаметному внутреннему миру ребенок не может показать так очевидно. И мы и не готовы к таким временным затратам - на то, что не составит предмета родительской гордости еще десятилетия, как минимум, что нельзя прямо завтра продемонстрировать, как предмет тщеславия и погреться в лучах славы родителя отличника, поглядывая снисходительно сверху, со своего Олимпа, на неудачников с двойками, которые принесут этим неудачникам собственное решение постараться понять, сделать, не забыть, самому собрать, запланировать - и получить результат собственного труда.

 
    Про организацию пространства для ребенка так, чтобы способствовать образованию:
    На мой взгляд, у ребенка в свободном доступе должны быть такие вещи: ( я постараюсь в порядке снижения значимости, насколько выйдет)
 Бумага ( не парочка листиков, пачка, для ребенка младше 10 лет - формата А5. Потом и А4 можно. ) разной текстуры.
     Карандаш второй мягкости, оставляющий след , который пачкает пальцы. (это, по мне, лучшая профилактика грязи в тетради. Ребенок, научившийся использовать мягкий карандаш, не пачкаясь, профи в деле чистоты в тетради от пасты ) Этим карандашом наамного интереснее рисовать, чем твердым.
 акварельные цветные карандаши хорошего производителя, ножницы.
 музыкальный инструмент

     Акварель, гуашь или акрил, кисти, баночка с крышкой с отверстием для воды, пластилин хорошего производителя, доски и стеки, цветная бумага и цветной и белый картон, клей ПВА, удобный для использования, кисть для клея, рубашка, которую можно надеть пуговицами назад и застегнуть на рукавах и никто не поругает за то, что она вся в краске, тонкая проволока на катушке. 


 

 
    И тут я поняла, что все остальное - практически равнозначно. Не буду отдельно по половому признаку, и так понятно: бусины, бисер, леска, все, что можно придумать для рукоделия, включая сделанную своими руками с мамой игольницу и даже, возможно, шкатулку для рукоделия. Инструменты, вполне настоящие - отвертка, молоток (да, можно самый маленький из настоящих), лобзик и мнооого пилок к нему, фанера, досточки, нет, не на даче, на даче будут доски, а в городе - хотя бы досточки   ), Набор резцов и набор для выжигания ( с 12 лет - в свободном доступе, до 12 - тоже можно, только достается для работы из родительского пространства.), фотоаппарат (пойдет в телефоне), и все камешки, шишки и палочки, которые ребенок притащит к себе. Можно обдать кипятком, если очень смущает чистота. Шутка. Почти 

    Энциклопедия. У издательства Аванта - лучшая на мой взгляд из существующих сегодня. 
 Все это - в свободном доступе, но очень важно, как именно все это разложено-расставлено. Лучше бы так, чтобы легко было достать и так же легко вернуть на место, как вариант - стеллажи со съемными модульными ящиками-коробками для всего, кроме больших книг. Книги - на открытых недлинных полках (чтобы ограничение было с двух сторон), и все это - там, где ребенок может взять это сам, без помощи.

    Рабочее место. Если бы у меня были такие средства, у каждого моего ребенка был бы стол Деми, как минимум. за неимением другого, у нас один стол на всех под стеклом, но по метру рабочего пространства на нем на каждого. Парты типа Деми мне очень нравятся не только возможностью регулировать высоту, еще и наклоном рабочей поверхности. ПризнАюсь честно - это единственное материальное, которого действительно не хватает мне для организации образовательного пространства наших детей наилучшим образом. Мне представляется это более важным, чем компьютер. Так что у кого один ребенок - я вам советую напрячься. На одного ( и даже на двух) и я , наверно, смогла бы подкрутить гайки и обеспечить детям жизнь без сколиоза. 
 Не могу советовать, как обязательное, просто расскажу:
На стене у нас - физическая карта мира и плакаты с самыми важными событиями из истории древнего мира (5 класс) и истории средних веков (6). В планах - политическая карта мира и карта звездного неба. Глобус в доступности, пианино тоже.

 
    Про Монтессори и организацию пространства и правила работы - очень рекомендую прочесть. Из этих правил у нас есть обязательные "не помогать ребенку без запроса, если есть запрос, убедиться, что это  - запрос на помощь, а не на внимание. Если на внимание - дать в нужном объеме во внеучебное и нерабочее для ребенка время" 
 и "все должно использоваться именно так, как нужно. Если используется во вред предмету или людям - забираем. Есть альтернатива - предлагаем."

   Очень важный момент - как определить, в каком объеме нужна ребенку помощь. Для этого нужно несколько раз (для репрезентативности выборки - с интервалом во времени) отнестись к ситуации помощи очень внимательно. Постараться понять, чего именно ребенок не понимает, насколько заинтересован в объяснении и (или) помощи, как ведет себя во время процесса и радуется ли результатам помощи.

   Если все, что перечислено, говорит о неспособности ребенка справиться с заданием без помощи, а с помощью все получается - то налицо необходимость развивать самостоятельность в решении задач по возрасту ( я не математические задачи имею в виду  ). Если ребенок и так неплохо понимает, но просит быть с ним, иначе у него "не получается" - то налицо проблема сенсорного голода и ее надо решать обязательно и это важнее уроков (если нужно - можно поговорить об этом подробнее). Если ребенок и с помощью не справляется, то алгоритм действий такой: 

    убедиться в том, что базовые потребности удовлетворены. Базовые - это не пони купить  Это не голоден ли ребенок, выспался ли, не болен ли, хорошо ли одет с точки зрения температурного режима и удобства одежды, достаточное ли освещение, и - главное - не расстроен ли чем-то и не озабочен ли. 

    убедиться в том, что ребенок обладает знаниями, необходимыми для того, чтобы понять. Например - понимает ли значение слов и умеет ли производить действия, необходимые для нового навыка.

    Устранить любую из подобных помех - и приступать к занятиям снова только через некоторое время (для каждого случая разное - для переодеться - сразу после этого; для случая с недостающими знаниями - когда материал будет пройден + несколько часов, как минимум, для переработки предыдущего материала, А лучше - не раньше, чем на следующий день.

     Когда мы поняли, какой объем помощи действительно необходим ребенку - мы помогаем, работая над постоянным снижением этого, необходимого, объема - до перехода на полную автономность в образовательном процессе. 
    Если запроса нет - не помогаем, даже если очень хочется.


 
    Нельзя жить за ребенка, это разновидность паразитизма. Понятно, что задание третьеклассницы для мамы, которая даже и не особенно хорошо училась в школе, теперь не представит трудности. Не надо удовлетворять свои желания и показывать девочке, как вы можете выполнить то, что рассчитано на 9-летнего ребенка. Списав сделанное мамой, пусть и объяснившей "по пути", как она это сделала, девочка потеряет это задание для своего развития и, возможно, это будет началом отвращения ребенка к образованию вообще  Только то, что добыто собственным интеллектуальным трудом, ляжет в жизненный багаж ребенка. Все остальное - это просто оценка, которая никому не принесет ничего хорошего, даже "аттестату".

     Про выращивание мотивации:
 После того, как мы честно ответили себе на основные вопросы, связанные с образовательными планами для ребенка, мы знаем, чего именно хотим. Теперь - самое время выяснить, чего хочет ребенок. Чаще всего ребенок хочет поменьше трудиться, побольше развлекаться. И взрослому, который в идеале (для себя, а не в настоящем идеале) хочет того же самого, вырастить мотивацию на что бы то ни было, кроме этого, не удастся. Можно даже не начинать. Работать в этом случае придется с собственными тараканами - и только после победы над ними можно приниматься за ребенка.

    Потому, что, как это ни страшно звучит, для ребенка - ненормально хотеть поменьше трудиться и побольше развлекаться. Это не свойственно здоровому ребенку. Только уже зараженному, чаще всего, родительской ленью и стремлением к самоублажению.

    Для того, чтобы определить степень своей проблемы, можно представить себе (ну хотя бы представить, когда никто не слышит, можно честно? ) свою жизнь с неограниченными средствами. Большая часть людей в действительности тут же оставила бы то, чем занимается, даже то, чем выбрали заниматься, как очень любимым делом. И, чаще всего, отправилась бы в путешествия. То есть - посмотреть. Из хороших условий.

    Для интереса.
    Есть и такие люди, которые, невзирая ни на какие средства, продолжили бы заниматься тем, чем занимаются, но , возможно, на каком-то другом уровне. Не открыли бы частное что-то, где наемные работники выполняли бы те функции, которые человек выполнял "до появления возможностей". А именно сами делали бы то, что делали раньше.


 
    И вот только такие люди могут помочь ребенку вырастить мотивацию к самообразованию в удовольствие. 
 А остальным - надо сначала разобраться с собственной мотивацией.

    Или - смириться с тем, что "в нашей семье никто не любит никакой труд и стремится к тому, чтобы его было как можно меньше". И не имеет значения, что родители "все таки трудятся, заставляют себя, иначе есть будет нечего". Ребенок не в состоянии пока понять, что, если он не будет прилагать усилия к тому, чтобы что-то понять или чему-то научиться - то будет голодать. Он знает, что не будет. 

    Пока будут живы родители.

    Вот  и весь механизм возникновения взрослых детей, которые не хотят ни учиться, ни работать. 
 Но в норме ребенок очень хочет все попробовать сделать, всему, что его привлекает (многое, очень, очень многое!) научиться, всем, что интересует, овладеть. Для того, чтобы сломать (а, бывает, и уничтожить) этот механизм, нужно :

     каждый раз, когда ребенок (с того момента, как научился владеть руками-ногами) хочет что-то сделать - обездвиживать его с помощью мультиков, сидения в коляске, на ручках, отвлечения от процесса познания мира и водворения в ограниченное пространство, включающее ненастоящие вещи, особенно - звучащие на нажатие кнопки, неестественных цветов, не требующие никаких усилий для развлечения.

    Зачем ребенку рассматривать букашку на травинке (они все равно к этому стремятся, долго - но не бесконечно  ), если есть будоражащая сразу все органы восприятия игрушка, которая мало того, что всех цветов сразу, так еще и звучит громко и дергается. И после этой громкости можно вслушиваться в звуки леса? 


 
    Чаще всего, когда говоришь на эту тему, слышишь в ответ что-нибудь , вроде "так все же так живут!" - в применении к тому, что люди занимаются своей работой по необходимости, а не потому, что хотят именно этим делом заниматься.

   Так и все дети точно так же и ровно настолько же именно "все" - списывают, вместо того, чтобы сделать самому, садятся за уроки только по принуждению, или делают их очень старательно, но исключительно за оценку и для подпитки того же тщеславия и гордыни, а не потому, что интересно этим заниматься. 

    И тогда - всё в равновесии. Нарушается это равновесие только  тогда, когда взрослый, который живет по одним правилам, своего ребенка пытается заставить жить по другим. 

    Первое условие, которое нужно выполнить для того, чтобы наш - замечательный, правильный - план образования ребенка смог осуществиться - честность. То есть - вернулись к первому пункту. И лучше бы с него не уходить, но я еще никогда не встречала человека, который бы смог, а сама - я, наверно, все это больше себе пишу, чем кому бы то ни было другому.

   Подведу первый промежуточный итог: для того, чтобы мотивировать на что-то ребенка, надо искренне мотивироваться на то же самое самому. Не то, чтобы уже знакомые нам темы "проходить" - а хотя бы уже использовать то, что предлагаем "пройти" ребенку. Или, если уж совсем никак, и признаем, что есть области, в которых ребенок сейчас разбирается уже больше, чем мы сами - то уважать это обстоятельство и ребенка в нем, а не требовать "оценок", как единственного, в чем научились разбираться, не утруждая собственную персону.

    Лучшие учителя моего (думаю, что и не только моего) детства - любили свою работу настолько, что заражали этой любовью детей. 

    Из моего класса подавляющее большинство детей поступило на физику и смежные с ней специальности кроме Минска в Питер и Москву. Потому, что учитель физики моего детства (не "Полтинник", нет) физику знал и любил. И, несмотря на весьма жесткую методику преподавания - не мог не заразить своим отношением детей.

    Классе в 7 мы с этим учителем провели месяц в ныне закрытой школе деревни Волма, которая рядом с Соколом. В трудовом лагере. Где я перед сном, например, узнала, почему у люминесцентной лампы после выключения сохраняется остаточное свечение, почему одна траектория "заброса камня на прицеп" (мы там камни на поле собирали) требует больших усилий для такой же работы, чем другая, и еще множество самых интересных вещей. В результате -  это был мой любимый (не единственный) предмет почти до конца школы - и остается по сей день.

    Уверена, что у каждого такой есть. Или такие.
     Химию, кстати, у меня тоже чудесный учитель вел. А математику - первые годы средней школы - Нина Алексеевна Макарова. Она преподавала в 25 минской школе всю жизнь. Я училась у нее только в 4 и 5 классах, она тогда уже была пожилым человеком.
   А потом - не пойми кто, школьное название "АндрЭзак". Но первых лет хватило для любви к предмету на всю жизнь.

   Наш класс не учился у того, никакого, учителя. Мы просили, через три года "ничего по математике" родителей устроить нам репетитора всем классом - и получили его, очень профессионального, такого, который занимался со всем классом - и при поступлении с математикой не было проблем. Сегодня я понимаю, что, если бы мы не молчали три года, то не пришлось бы прибегать к репетитору - мы сами могли учиться, только не знали об этом  В этих иллюстрациях главное - то, что человек, который любит свою работу, способен научить - и способен вдохновить, даже если недолго этим занимается. 

   Так и родители. Можно "задать вектор" для самостоятельного впитывания знаний, умений и навыков, только искренне присутствуя "в теме".
   Хотя бы - как восторженный (по-настоящему,  иначе это отвратительно) тот, кто уже не сможет так, потому, что его поезд - ушел.

    Это всё - о школьниках. А о маленьких...

 
    Дети до 5 лет без присутствия взрослого человека, на мой взгляд, совсем не должны оставаться, если они не спят.
   И дело взрослого - организовать пространство так, чтобы не было желания использовать что-то не по назначению. (Стеклянный стол Вам очень дорог? Насколько? В образовательном пространстве 4-летнего ребенка такой вещи по определению не должно быть) И пластилин - не лучший материал для 4-летнего ребенка, на мой взгляд.
   Не знаю, как у кого, а у нас дети такого возраста еще и в рот тянут, бывает, что кусается. Лепить в этом возрасте, наверно, лучше из теста соленого. Мы красили такое пищевыми красителями для детей от 2 лет. И краски делали для ванны на основе крахмала с теми же красителями.

    Я так давно их уже не делала, что не помню точно. Боюсь ошибиться. Вроде полстакана крахмала разводила в половине стакана холодной воды и доразводила кипятком до консистенции киселя, но жидкого, добавляла туда детскую присыпку и красители , использовала баночки от детского питания, маленькие, "пузатенькие", от Гербер. Цветов 7-9 делала. Но ребенку эти краски наносила на "палитру" (например, пустую коробку из-под шоколадных конфет с ячейками), сами баночки в пользование не давала, и в холодильнике они хранились, но все равно недолго, кажется, не больше недели.

Еще - рисовали на обоях, которые клеили на одну из стен обратной, белой, стороной - на всю длину свободной стены. И переклеивали раз в месяц-два, кажется. И клали куски обоев на пол - рисовать на них, тоже совсем малышам. Так вот - все это потом надо убрать. И малыш же не сможет - в любом случае за дошкольником убирает мама, он "помогает", учится убирать рядом не по принуждению, а по желанию, потому, что его опыт уже говорит о том, что уберется это - будет что-то еще, не менее интересное. например - с мамой машину стиральную загружать.
    Все дело в том, как это предлагается. "Том Сойер" нам в помощь 

    Про интерьер и ребенка:

    я понимаю людей, которые хотят жить в красивом доме. Я, наверно, тоже не отказалась бы, если бы была возможность. Нет такой возможности. Потому, что у меня дети не только те. что уже 10 лет дома ( с такими это вполне выполнимо). Можно посоветовать, если так важен интерьер, выделить отдельную комнату ребенку (если такой возможности нет, то разговор о красивом интерьере мне напоминает купленную на все деньги песцовую шубу, в которой несчастная едет в час пик в автобусе на городской окраине) - и поставить в дверь такой забор с решеткой, дескать - у нас тут интерьер, а ты развивайся в своей резервации, мы там тебе все устроили, нечего нам интерьер залепливать, пока никто не смотрит.

    Но, если серьезно, то использование ребенком чего-то не по назначению - это сигнал о том, что или ребенок не дорос до этого, или это вообще не область его интересов. Убираем - и пытаемся снова предложить не раньше, чем через 3 недели. Можно и через год 

    Только то, что ребенок увлеченно использует с результатом (как нужно - это не обязательно, как взрослые придумали. Диванные подушки как крылья самолета - это самое что ни на есть правильное использование, как и конструктор с мозаикой в качестве ресторанных блюд 

... отвлеклась ((

 Так вот: только то, что ребенок с увлечением использует с результатом, может составлять его образовательно-развивающее пространство. А новое - с родителем. Сначала детка осваивает, учится использовать - и только после этого получает в свободный доступ.

  А если мама не справляется с "убрать за..."-   есть предложение ограничить количество детских вещей строго до того, которое мама сама сможет убрать после того, как дети лягут спать, если не получается научить их убирать самостоятельно.
    Если вещей больше - то это все равно мамино желание, иметь их столько - ей и убирать. Если их мало для развития - то маме надо сделать выбор, что ей важнее в таком случае - развитие, порядок, или что-то третье, неизвестное. Главное в этом - выполнять только свои (мамины) желания. Разумеется, признавшись себе в том, что именно этого и хочется больше.

   Про всякие награды и баллы:

    У меня был период, когда мы с детьми отмечали каждому ребенку дни - солнышком, цветочком, грибочком и тучкой. Грибочек в этой шкале настроения значил "все обычно".
Не прижилось.
Не вспоминается.
 Когда.я думала об этом, помню, ответила себе на такие вопросы:
 Отношения с детьми настолько же семейные, как между супругами, или нет? 
 Если настолько же, то хотела ли бы я, чтобы у моих детей был муж (или жена у любого сына), который приглашал бы мою дочку на свидание за баллы, которые поставят ему его родители (или мы)? 
 Ладно, про свидание не похоже? Тогда если посуду помоет уже после свадьбы? Она ему платит? А он ей? А за остальное? А детям, когда родятся - когда начинать платить? Когда научатся? Идеально? Или сойдет, как в школьной столовке? 
 Сколько времени нужно, чтобы определить, кто и насколько больше посуды помыл? А если одному досталась посуда после запеканки с джемом, а другому - после мяса по-французски, то платить одинаково?

    На этом месте мне стало весело и всё понятно )))

   Теперь серьезно: гонка за баллами, или, тем более, за материальным вознаграждением внутри семьи, на мой взгляд, серьезно противоречит евангельской истине - " У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно..."
   Все наши дела - или милостыня - или во вред. 

    О той помощи, которая позволяет ребенку отдохнуть засчёт работы взрослого в образовании:

   У каждого взрослого есть несколько тем, в которых он чувствует себя специалистом.
   Если к тому, что тема нам известна и понятна, добавить еще и наш к этой теме интерес - то это и есть лучшие моменты, которые мы можем предоставить ребенку в качестве отдыха. Родители сами знают обычно, как сделать так, чтобы ребенок не подумал, что все, что ему теперь предстоит понять, ему будут объяснять таким образом. Но к моменту объяснения все-таки лучше быть готовым. Это может быть что угодно, из любой области знания и (или) умения. Из школьной программы, из рукоделия, работы в гараже или фотография... и тут я вспомнила, как меня в 11 лет папа научил печатать фотографии.
    Я умею до сих пор, я из тех, кто насыпал в воду фиксаж и проявитель и кто на первые заработанные деньги купил фотоувеличитель УПА  Красная лампочка в нашей ванной согревает меня сквозь десятилетия..

    Так вот - в такие моменты не надо задавать проверочные вопросы. Никакие. Не надо просить догадаться самостоятельно о чем-то, радость открытий пусть будет по другим поводам. Надо самозабвенно лить на ребенка все, что у нас есть из вдохновения, любви к предмету разговора, связанных с этим интересных и приятных вещей, творческого полета Учителя и - Любви к самому ребенку. Я перед такими моментами читаю "Царю Небесный..." и прошу Божией Помощи. Иногда это случается спонтанно, и важно не упустить момент. Но , если не спонтанно, то время надо выбрать такое, чтобы ребенку хотелось нас слышать и слушать, подготовить почву рассказом о том, почему нам интересна эта тема, и - вперед ..

   А ещё - я очень сильно против любых сравнений детей - и против классификации "такой , как все".

    Ни разу "все" - не одинаковые.
    Вот дети с ДЦП - если они не говорят в 15 лет, а только слюна течет. Они - недоразвитые? 

    Я сколько-то  лет назад была на курсах у англичан, и там я увидела сюжеты о гениальнейших детях с ДЦП, которые так и не говорят ( они не могут управлять телом, в том числе и языком, и связками в той мере, в какой нужно, чтобы говорить) - но интеллект там замечательный. И при использовании коммуникативных приспособлений эти люди способны на куда более глубокие мысли, чем пресловутые "все" их ровесники, которых от созерцательного познания мира, и себя, и Бога даже отвлекает огромное количество всякого рода суетных соблазнов и глупейших занятий. И на пользу ли это душам этих самых "всех"?

    Вы много знаете настолько счастливых людей, которые были бы счастливы настолько, чтобы можно было пожелать своему ребенку такой жизни? А своей жизни, своего счастья - можете пожелать своему ребенку? Если да - то подумайте еще раз - для чего Вы сами живете? 

    Это я с Вами поделилась своими собственными внутренними вопросами. Ответы на них помогают мне время ото времени возвращаться к вектору, по которому хотелось бы двигаться самой и "двигать" детей.

      Но, должна признаться, я все время сбиваюсь, всю жизнь..(


















   
  • 7
  • интересно
  • fostermama
  • 3 апреля 2018 12:20
Ответить автору поста
fostermama
87 постов
Последние комментарии
Marleniken учора ў 21:11
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}